«Маска. Миф или реальность» (06 апреля — 09 мая 2021 г)

Вспоминаются африканские маски, яркие, странные, страшные, как знойные духи племён, и они же, перешедшие в картины Пикассо — искажающие реальность ради новой правды. Маски и ритуал стали искусством, а духи — духовностью.
А вот театральные маски древних греков, комические и трагические — помогают пережить катарсис, радость и боль, и ужас жизни и смерти. А японский театр масок создаёт красоту реального и сокровенного.
Маска на карнавале придаёт нам волшебства, счастье безудержного веселья. А наши ряженые с масками на святки – это наша нечистая сила, своя, родная, с нами живущая, укрощенная благим сознанием.
Дети с увлечением надевают маску и преображаются в животное или бабу-ягу, пирата или космонавта, они умеют и любят играть. А мы, взрослые, часто набрасываем на себя психологическую маску, чтобы скрыть подлинное «Я». И маска может прирасти к лицу, стать личиной, вторым или третьим, но не настоящим «Я».
Маска помогает, расширяет жизнь, становится человеческим изделием и искусством счастливо и достойно жить, или мешает нам раскрыть своё телесное и душевное естество.
Потому береги своё лицо, надевай нужную маску, преображай себя, живи в эмоциях и с искусством, тогда будешь ты человеком.
Михаил Гладилин — искусствовед, ст. научный сотрудник Музея-Заповедника А.С. Пушкина Вязёмы-Захарово.

Маска — это «Двуликий Янус». Универсальное орудие: для впечатления и безразличия, для защиты и нападения, для объединения и расставания. Маска выделяет владельца, словно он ритуальный обелиск в центре праздника. Маска дает способность мимикроровать, стать кирпичом в потертой стене или вообще стать невидимым для огромной толпы людей.
Кто носит маски? Участники карнавала? Врачи? Шаманы? Палачи? Супергерои? Ку Клукс клан? Мы все?
Кто-то носит маску чтобы защититься от короновируса, а кто-то чтобы защититься от правосудия. Кто-то носит медицинскую маску, а кто-то носит балаклаву. Кто-то носит строительный респиратор, а кто-то шелковый платок. А может есть человек, словно в романе Кобо Абе (“Чужое лицо”), который хочет спрятать свое лицо за новым, искусственным.
Антропоморфный кусок пластика или гротескная разноцветная деревяшка всегда является олицетворением чего-либо. Олицетворением безопастности или жертвенности. А людям нужно и то и другое. Наши материалы еще не достаточно развиты, чтобы быстро удовлетворять наши потребности. Лучший материал – наша плоть. Люди, словно многоликие боги, демиурги, превращают свои лица в маски, манипулируя мышцами лица, эмоциями и красками.
Маленькая ложь, которая сделана не из дерева, пластика или ткани, а из напряжения и эмоций словно истинное искусство. Как и искусство она оплетает носителя и смотрящего сложной паутиной эмоций, которые могут быть как истинными, так и обманчивыми.
Маска, как и ложь прирастает и становится частью всего организма при долгом ее злоупотреблении. Организм, в итоге, может стать рудиментом к маске, и маска больше в нем не нуждается, она переходит на других. Она уже не олицетворение наших потребностей, а зависимость, скафандр для защиты всего, что находится под нашей кожей.
Но если обращаться к природе маски или лжи, то она изначально держится на очень тонких струнах и эти струны, как ни парадоксально, не становятся крепче по мере того, как маска становится частью нового лица.
В один момент струны обрываются…
Галина Овчинникова, предложившая тему выставки, и её внук Илья Овчинников, студент IV курса фак-та «Стрела» МАИ.

Нажмите Enter для поиска или ESC для закрытия