«Время. Обретенное Время» — тематическая выставка к 28-летию Галереи «5 Дом» (6 апреля — 9 мая 2020 г.)

В связи с продлением нерабочих дней по указу президента РФ Галерея «5 Дом» будет закрыта до 30 апреля.

К сожалению, провести тематическую выставку «Время обретённое», посвящённую 28-летию галереи, в помещении галереи в сроки, указанные в плане выставок на 2020 г. не представляется возможным.
Художники предлагают провести виртуально выставку, тема которой приобретает новый смысл в сложившейся опасной ситуации в стране и мире.

«Время. Обретенное Время»

Что такое время? Какое оно? Что оно делает?

Время в философии — это необратимое течение из прошлого,  через настоящее в будущее. В классической физике — это непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая.

Всем ясен смысл слова, когда спрашивают: «сколько времени?».  Но что содержит в себе понятие Время — на этот вопрос ответить нелегко.

Платон первым начал размышлять на тему времени и сказа «Время — движущееся подобие Вечности». Лейбниц  писал: «Время есть абстракция  всех отношений последовательности».

«Время — продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами» (С.И. Ожегов).

Безусловно, ученые скажут, что мы обманываем себя, когда полагаем, что мы действительно отслеживаем время. Альберт Эйнштейн писал: «Различие между прошлым, настоящим и будущим —  это всего лишь стойкая иллюзия».

Тем не менее, реально время или нет, его измерение стало жизненно важно для нас. В древнем мире пользовались  солнечными, водными, теневыми, песочными часами. В Китае употреблялись огненные часы. На Руси первые механические часы были установлены на Московском кремле в 15 веке: у них был вращающийся циферблат, а стрелка была неподвижна.

Книги:
«Машина времени»,  «История путешественника во времени» —  Герберт Уэллс;
«Сказка о потерянном времени» —  Евгений Шварц;
«Колесо времени» — Роберт Джордан;
«В поисках утраченного времени» — Марсель Пруст;
«Краткая история времени» — Стивен Хокинг.
Поговорки: «время всему научит», «все до поры до времени», «время, что вода, течет — не замечаешь», «время красит, безвременье старит».
«Вижу идущего через горы времени, которого не видит никто» (Владимир Маяковский).
«Ночью время стоит, идут только часы» (Ремарк).
В черных дырах время останавливается.
«Помпеи: застывшие во времени».

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время искать и время терять;  время плакать и время смеяться;  время молчать и время говорить;  время разбрасывать камни и время собирать камни».

Искусствовед Михаил Гладилин о выставке: «Прежде поздравляю Галерею «5 Дом», Нину Григорьевну Верникову, всех галеристов и всех художников с нашим 28-летием. Сколько пройдено, сколько сделано, сколько пережито. Галерея Жуковского — редчайшее явление не только художественное или экономическое, но прежде всего дружеское, творческое, общежительное, воспитывающее и дающее людям возможность жить полноценно в искусстве. Всем большая благодарность за ваш труд, ваше творчество и умение, ваше участие. Время сегодня сложное, беспокойное, но переживём, преодолеем, накопим и сделаем то, что всем нам и каждому нужно. Новых дел, свершений, успехов и побед, новых имён и новых творений нашей Галереи «5 Дом» в городе Жуковском.
День рождения Галерея отмечает виртуальной выставкой «Время. Обретенное Время». Тема большая, загадочная, философская, но и по-простому будничная. Тем интереснее нам сделать небольшой комментарий к некоторым работам из 53, увиденных на экране монитора.
«Ту-144» Архипова Андрея — знаковая тема для города. Отметим уверенную, воздушную живопись автора «а ля прима», т.е. «в один присест».
Сильное впечатление производит работа Галины Овчинниковой «Хлеб блокадного Ленинграда»: простой мотив, но как выразительно. Благодаря графической технике, резкому и «полыхающему» штриху фона, рукотворно слепленной тёмной ссохшейся краюхе хлеба и угрожающе сверкающему лезвию ножа. Настоящая метафора войны и страдания.

«Время» Геннадия Кислицына узнаётся по его темпераментной цветописи, широкой, свободной, по декоративному яркой. Композиция со значением: похожа на трехуровневый алтарь с кадилом и центральной полуоткрытой дверкой в «мир иной», более ясный и гармоничный. «На алтаре»: фигуры «пляшущие», женские «молитвенные», женские «земные». Напрашивается вывод: путь, исход человека на земле — в иное измерение.
Неожиданно было увидеть две хорошие работы Гринько Андрея в стилистике фотореализма, мной уже подзабытого . И принципиально другая работа Егоровой Марии — «Велосипед времени» — «косой», динамичный ракурс, смелая, точная, пастозная живопись, превращающая скромный захудалый вид в богатую, «вкусную» картинку. Интересны работы Нестерова Виктора, с лёгким, без натуги «сюрром», с плакатным налётом — очень стильно, композиционно выверено, приятные, тёплые по цвету, автор будто играется в своих сюжетах.
Удачна, на наш взгляд серьёзная картина Носовой Оксаны «Взгляд из прошлого». Классически выстроена сложная композиция мастерской : фрагментарность комнаты, соотношение объёмов, ритм линий и плоскостей, вертикали и горизонтали, диагональ, светоносное пространство — задают основную тему: творчество. Фигура автора в белом живописно выделена приглушенным акварельным фоном, её поза и жест соотносятся со скульптурной фигурой Афродиты. Такое сравнение-диалог многопланово: прошлое-настоящее, идеальное-индивидуальное, скульптура и человек, произведение и творец, женственность в жизни и в искусстве.
А вот как наивно-романтично, но и портретно, возвышенно представил свою «Весну», вечный образ женщины-матери Александр Оболенский. Она — современная Венера, и видится связь с Венерами ренессанса. Меня порадовал своим маститым мастерством Шмельков Андрей, своим обращением к «деревенской» теме. Живопись условна и детальна, объективна и символична, создаёт родной, ёмкий, совестливый, саврасовский образ.
Мастерски исполнены работы Екатерины Штуц — один сюжет красочно-забавный, осенне-ностальгический, а другой посвящён супругам, ветеранам войны, несколько идеализированный «портрет в интерьре», в котором читается жизнь и биография простых героев. Отметим абстракции Молчановой Александры за её поиск и находки. Конечно, особое место занимают иконы Юлии Малининой (Ширяевой). Мы бы отметили с художественной точки зрения два многофигурных образа: «Рождество Христово», напоминает византийские миниатюры — разнопланово, повествовательно, торжественно-наивно, где цвет сине-магический соединяется с теплотой охры. И образ «Сошествие во Ад»: довольно идентичен оригиналу, изыскан по рисунку и цвету, схож с московской школой живописи XV века.
Примечательны и замечательны горные пейзажи Арзамасцевой Анны, передающие свежесть и особенность натурного восприятия, различие в освещенности, красоту и величие горной природы. В иной манере написаны горные пейзажи Торской Елены: они более вещественны, материальны, увязаны с архитектурой, созданы на контрасте переднего и дальнего планов. Фаворский делил художников на «пространственников и предметников», и здесь мы видим пример такого различия.
Графические зарисовки Александра Горшкова посвящены старинному Егорьевску. Они исполнены легко и виртуозно, точно и живо, с цветом, очень образно, и смотрятся довольно картинно. Необычно выглядит работа Орчикова Валерия «Звёздочка, выполненная, казалось бы, в наивной манере, плоским, густым эмалевым цветом. Неопределённое очеловеченное лицо, с сигаретой и выразительным глазом-взглядом, тут же бутылка, рюмка, рыбка, и окно со звёздочкой в синем небе. Образ видится трагически-возвышенным.
Таким получился наш обзор. В конце хочется вспомнить Пушкина: «всё это, видите ль, слова, слова, слова…». И его же строки:
…………………………..Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Всем счастья, успехов, вдохновенных трудов и ясного неба над головой.
11 апреля 2020 г.                                       Михаил Гладилин

 

Нажмите Enter для поиска или ESC для закрытия