Галерея

Геннадий Кислицын

Произошло событие, сравнимое, с огромным событием в городе. Впервые целое объединение художников нашего города вышло на российскую сцену. Вышло и заявило о себе, как о самостоятельном многожанровом объединении. Один из зрителей выставки ЦДХ сказал, что по части многожанровости вы более полно представлены, чем некоторые республики. Так оно и было. На экспозиции художников «Пятого Дома» было все, начиная от известного всем реализма и тонких воздушных впечатлений импрессиониста Станислава Банкасова до картин известного всему городу Сергея Петрика, который был явно в ударе, и его картины блистали новизной красок, сюжета и гармонии.

Впервые вышло объединение и заявило о себе как о нерушимом ничем объединении. Нерушимом ничем потому, что те 10 лет, что существует АРТ — салон в городе — это были те 10 лет, когда рушилась экономика, когда обломки финансовой системы, казалось навсегда могут похоронить не только салон, но и саму мысль о живописи, театре, искусстве. Годы, когда безразличие государства, зрителей, которые были заняты вполне понятным зарабатыванием денег для семьи, могли убить навсегда желание заниматься искусством. Тем не менее салон выжил, развивался. И вокруг него сложилась целая плеяда художников, которая, я не побоюсь этот слова, составит славу пусть не международного искусства, но российского, это точно.

Вокруг салона сложилась атмосфера, когда любой художник, известен он или не известен, тяготеет он к тому или иному течению живописи может принести свои работы, выставиться, и, если он и не найдет понимания, но дружеское слово и участие он обнаружит здесь всегда. Не в этом ли кроется один из секретов «непотопляемости» салона. Ведь сколько мы видели примеров, когда огульная критика одного течения представителями другого буквально делала невозможной работу вместе, взрывала инициативу и покой, так необходимые для творчества. И как художники буквально погрязали в скандалах вместо того, чтобы творить. Администрация салона взяла совершенно правильный курс на принятие художников всех течений, и от этого выиграла все. Сначала художники долго и недоверчиво присматривались друг к другу — уж больно невмоготу было видеть рядом картины противоположных течений, да и разное мастерство также сказывалось. Но время, частые общения, совместные события, поездки сделали свое дело. И вместо «склочных собак», каким мог бы оказаться результат этого эксперимента, мы видим мирно беседующих художников, один из которых является ярым приверженцем соцреализма, другой, к примеру, вечно неуемный в своем, часто шокирующем творчестве, как Юрий Бокренев.

Мало того, в этом я тоже вижу большой залог того, что со временем могут появиться просто выдающиеся картины. Совместное житье дало возможность пристально говорить о композиции, цвете, гармоничности, цельности картины — понятиях для художника ничуть не абстрактных, а вполне конкретных. И оказалось, по ним можно вполне мирно договориться, и выбросить из своего лексикона фразы, типа «сам дурак». Различие стилей, приток новых молодых, не признающих авторитетов художников, создало здоровую конкурентную среду, где даже признанным авторитетом стало неуютно выставлять «серые картины». Хочешь не хочешь, приходится искать что-то новое, развиваться, иначе «потеря веса» и внимания чревата вполне предсказуемым финалом — забвением. Приходится поворачиваться — и вот уже в картинах многих художников появились краски, новые сюжеты. Все это залог будущих результатов, будущих достижений. Вот почему я так уверенно говорю, ч то у «Пятого Дома» есть большие шансы стать яркой звездой на российской художественной сцене. Ведь развитие — это все! Но сами по себе художники ничего бы не сделали, если б не было сильной администрации салона, по совместительству занимающейся менеджерской работой.

Нина Григорьевна Верникова! Это она, это ее всеобщая любовь, энергия сплотили художников, заставили биться весь салон в ритме на достижение реальных результатов. Без ее энергии, это было бы в принципе невозможно. Это она ввела принцип дружеского совместного жития в главное течение салона, подобрала кадры — замечательных женщин, работающих в салоне, которые интересно вариться во всей этой кухне. Им интересно искусство, им интересны художники. Вполне возможно, из их числа, со временем появятся хорошие, понимающие искусствоведы, и это я думаю, не за горами.

Так что салон, объединение двигаются на всех парусах. И то, что произошло в ЦДХ — это только первая ласточка. Но какая важная ласточка! Ласточка, которую мы давно ждали, лелеяли в своей груди и думали как о невозможной мечте. И вот она сбылась.

Было много народа, было много прессы. Было много сказано слов и восклицаний. Начало положено! Оно есть, оно хорошее. Это только первая ступень. Мы молоды, у нас много энергии, желания творить. У нас все впереди.

Открытие выставки прошло, как и полагается большому событию незаметно быстро. Только раскрыли шампанское, как пора было уходить. Но Москва встречала нас ночными огнями. Огромный плакат «Чай Липтон», водруженный над главным входом в ЦДХ, отнюдь не наводил тоску и злость, а приветливо улыбался разноцветными огнями. В душе было чувство огромного праздника. С праздником дорогие «пятаки»! Поздравьте и Вы нас, жуковчане! Ведь Вы — это мы!

Геннадий Кислицын



© 2005—2018 Галерея «Пятый Дом».